|
Исходя из широкого ряда понятий, берущих свое начало от
"бессознательных" по Фрейду и распространяющихся вплоть до
"психосоматики", несложно уяснить, что бессознательное
представляет собой реальность не только психическую, но и
телесную.
В равной степени важно добиться как осознания энергети-
ческого импульса, возникшего на уровне бессознательного, так
и умения сенсибилизировать какую-либо часть тела, которая не
воспринимается или представляется заблокированной. Оба про-
цесса обладают одинаковой значимостью, поскольку предс-
тавляют собой грани одной и той же человеческой реальности.
Возникает потребность в цельности, с пособной вернуть
человеку его метафизический потенциал, феноменология которо-
го имеет психокорпоральпое выражение.
Серьезные и добросовестные исследования, проведенные
онтопсихологической школой в течение десятилетий, нашли свое
подтверждение в фактической реальности, и в этом смысле дан-
ное научное направление уникально, поскольку речь идет об
изысканиях, которые можно не только изучать, но и применять
в практическом жизненном опыте, постоянно совершенствуя его.
Онтопсихологическая школа освоила специфические методы
работы, к числу которых относится и музыкотерапия.
Музыкотерапия используется в работе с физически и соци-
ально здоровыми людьми, которые самостоятельно строят свою
жизнь, полны желанием "расширить" свой бытийный проект,
что впоследствии находит свое отражение как в личном, так и
коллективном планах.
Музыкотерапия как метод онтопсихологической работы
направлена на рост креативного потенциала, значимости здоро-
вых людей, которые становятся проводниками жизни в процессе
осуществления контактов с коллегами по работе, друзьями, лю-
бимыми и т.п.
С незапамятных времен делаются попытки исправления оши-
бок и просчетов на уровне истории. "Плоды" этой деятельнос-
ти мы испытываем на себе. Онтопсихологическое направление
предлагает гипотезу, суть которой состоит в том, что необхо-
димо оперировать в непосредственной области формирования
причин нежелательных явлений, чтобы избежать их и на основа-
нии этого добиться успешного прорыва в сознании.
В этом смысле музыкотерапия приобретает особые качест-
венные характеристики. Звуки, музыка, ритм, пение, движение,
танец представляют собой внешние средства, направленные на
обретение внутреннего гармонического физического здоровья.
В нашем организме уже заложен определенный порядок, внутрен-
няя гармония. Он наделен особой музыкой и движением, которые
можно отнести к разряду совершенного музыкального текста,
хотя и непознанного большинством людей. Умение воспринимать
музыкальную гармонию собственного организма и соучаствовать
с ней порождает способность совершенствовать свою жизнь.
Музыкотерапия как метод онтопсихологического направле-
ния обеспечивает здоровье, поскольку генерирует непрерывный
приток энергии, который направлен вовнутрь организма и гар-
монизирует его. Цель состоит в том, чтобы у индивида, испы-
тывающего силу этой гармонии, постепенно возникала взаимо-
связь между организ-мическим In Se и историческим рацио-
нальным Я.
Общение с другими людьми невозможно до тех пор, пока
человек не научится общаться с самим собой. Способы общения
очень разнообразны и строятся на базе речи, музыки, жестику-
ляции, движения, живописи и т.д. Но общение, лишенное внут-
ренних основ, оказывается фиктивным. Оно снабжено внеш-
ними характеристиками, но не способно обусловить энергети-
ческие изменения сознательной и позитивной реальности.
Неотъемлемым элементом высших проявлений в музыке, тан-
це во все времена и у всех народов являлась сакральность,
выражающаяся в стремлении достигнуть пределов божественного.
Установление взаимосвязи с собственным In Se означает
не только способность статического понимания бытия на высо-
ком уровне личностной зрелости, но и энергетический контакт,
позволяющий обрести жизненные силы посредством возможностей
исторического рационального Я.
На практике речь идет о нахождении высшей формы одухот-
воренности. Ритм, танец, пение должны быть обращены к шесто-
му чувству, способному на психическом уровне воедино собрать
все ощущения плоти в центральной висцеральной точке, которая
соединена со всеми частями тела. При этом необходимо абстра-
гироваться от любого проявления рационального суждения. То
есть нужно "переместить" рассудок в висцеральную область и
постоянно следить за тем, чтобы все купалось в лучах телес-
ного интеллекта.
Следствием успешно проведенной музыкотерапии является
настоящее и глубокое наслаждение восстановительного характе-
ра, которое, качественно превосходя сенсорное восприятие,
сопровождается оздоровлением при наличии мелких психосомати-
ческих расстройств и ощущается в течение нескольких часов по
окончании сеанса. В дальнейшем это приводит к больше личнос-
тной результативности на профессиональном, социальном уров-
не, а также в области взаимоотношений с окружающими. Следует
также добавить, что основным залогом успешного проведения
музыкотерапии являются личностные качества музыкотерапевта,
который должен отвечать требованиям точности, быть пос-
тоянно настроенным на собственный лад и являть собой пример
внутренней гармонии, которую он стремится пробудить в дру-
гих. С этой задачей он способен справиться на том основании,
что имеет большее представление о музыке плоти, которой на-
делен сам и которую эманирует каждый человек. Музыкотерапевт
выполняет функции "посредника". При этом нет никаких правил,
которые следовало бы неукоснительно выполнять. С каждым мо-
ментом рождается новая музыка, кажущаяся спонтанной, но на
деле согласующаяся с гармонией, которая отражает взаимодейс-
твие плоти, эмоций, состояние души, привязанности, сексуаль-
ность, способность двигаться и т.д. Любое действие должно
быть оптимальным, единственно возможным в данный момент и в
данном контексте. Цель состоит в том, чтобы у участников
была максимальная возможность проявиться наилучшим образом и
с большей любовью к себе посредством музыкального посыла, на
который реагирует организм. Но при этом следует иметь в виду
тех, кто может создать и безусловно создает негативный эф-
фект, в основе которого лежат болезненные эмоции.
Болезнь - это противоестественное состояние человека.
Здоровый человек может нести только доброжелательность,
любовь, призывать к успеху, к жизни, проявляя при этом глу-
бокое уважение к свободе другой личности. Все это заключает-
ся в музыке, жесте, ритме, пении, игре.
У In Se нет ни схем, ни стереотипов. Оно немедленно
распознаёт свободные посылы даже без ведома сознательного Я
индивида. Идя вслед за своим In Se, уловившим звуковую ин-
формацию, отвечающую собственной природе, индивид испытывает
то, что можно назвать празднеством плоти, которое способно
устранить психические затруднения Я и давление со стороны
Супер-Эго.
Плоть - это язык души, материальный символ трансценден-
тности; это основной посредник, связующий внутреннюю энергию
с непрерывностью окружающей среды; это главное подтверждение
существования, доказательство хорошего самочувствия, провод-
ник любви; это гармонично упорядоченный сгусток энергии.
Человеком движет душевный настрой, но осуществление лю-
бого действия связано с использованием собственного тела. И
порой случается так, что добровольное намерение не достигает
идентичного проявления на соматическом уровне. Имеют место
случаи, когда человек, предметно воспринимая свое тело в це-
лом, испытывает трудности в восприятии отдельных его частей.
И напротив, обладая большой чувствительностью по отношению к
какой-то отдельной части тела, он теряет способность целост-
ного ощущения и телесной ориентации.
Человек в своем бытийном проявлении представляет собой
совокупность духа и материи, психики и плоти, которые явля-
ются неотъемлемыми составляющими существования и обнаружива-
ют свое полное взаимопроникновение. Исключение одного из
этих элементов приводит к потере целостного видения. Это
свидетельствует о том, что человек полностью проявляется как
в психическом, так и телесном контекстах.
Мысль о том, что человек способен выразиться посредс-
твом чувств, эмоций, душевного состояния, находит свое ежед-
невное подтверждение. Но люди часто забывают о том, что все
это возможно благодаря телу, жестам, движениям.
Тело непрерывно говорит. Язык плоти первичен по отноше-
нию к вербальному языку. С момента своего рождения ребенок
использует язык жестов и движений.
Если бы люди имели о себе верное представление, выраже-
ние плоти стало бы простым, ясным и естественным следствием
реальности каждого. Но жизненная практика доказывает, что
человек обладает в отношении себя минимальными знаниями и
зачастую они ошибочны.
Соответствие психики и плоти не имеет ни малейшей пог-
решности как на патологическом, так и здоровом фоне.
Онтопсихология рассматривает концепцию здоровья в самом
широком смысле и отводит ей основное место. Сюда входят та-
кие категории, как гармония, порядок, стройность. Человечес-
кая психика представляет собой энергию, постоянно направлен-
ную вовне. Человек может быть здоровым лишь тогда, когда у
этой энергии есть свободный выход, когда она не заблокирова-
на и не отклоняется от естественного русла. Любое отклонение
приводит к возникновению фиксации, оссессивности, упрямству
на психическом уровне и находит свое точное отражение в пос-
ледующей статичности, ригидности, одеревенелости плоти.
Концепция здоровья строится на психофизических началах
и равноценна "осознанию собственной целостной реальности".
Здоровье - это способность постигать любое внутреннее движе-
ние и умение сознательно довести его до конечной цели. Мера
здоровья прямо пропорциональна способности человека осозна-
вать свое бытийное проявление здесь и сейчас.
Вышесказанное свидетельствует о том, что здоровье - это
врожденное, но неосознанное человеком качество. По причине
такого незнания люди не способны воспользоваться им и в
большинстве случаев испытывают боль, тревогу, тоску, физи-
ческие расстройства, страдания как результат совершенных ими
ошибок.
Плоть - это первичное пространство, в котором проявля-
ется психика. Далее следует внешняя среда. Тело человека в
качестве внутренней среды демонстрирует все, что впоследст-
вии найдет свое отражение вовне. То есть нежелательные явле-
ния, имеющие место в области любовных отношений или профес-
сиональной сфере, прежде проявляются на органическом уров-
не в ригидности суставов или мышц, отсутствии пластичности,
в физической боли, отчужденности. Человек утрачивает подлин-
ное ощущение своего тела в результате сложившихся норм вос-
питания, беспечности или ложного превосходства, вследствие
которых он не способен принимать сигналы своей плоти. Она,
словно, одежда, которую человек приобрел и "носит". При
этом он не только не умеет сжиться с ней, но и воспринимает
зачастую собственную плоть как нечто враждебное, с чем сле-
дует вести упорную борьбу.
Даже у тех, кого профессия обязывает постоянно быть в
хорошей физической форме, наблюдается раздвоенность но от-
ношению к своему телу. С одной стороны существует индивид
со своими идеями, интересами, волей, а с другой - тело, ко-
торое нужно тренировать, совершенствовать, за которым нужно
ухаживать. В таких случаях уход за телом часто приобретает
характер ожесточенности и приводит к психическому истоще-
нию. Так, например, можно добиться определенных наглядных
результатов, имеющих частичный или временный характер, но
они явятся лишь гиперкомпенсацией недостижимого в таких
обстоятельствах единства психического и физического здоро-
вья.
Онтопсихологическое направление придает большое значе-
ние концепции "организмического", основанной на целостном
и едином восприятии себя. Она предполагает способность ощу-
щать точку не как отдельный элемент, а следствие осознавае-
мого индивидом слияния частей в единое целое. Речь идет о
прямом и синхронном отождествлении психического и сомати-
ческого. Причем ошибочно считать, что психическое распола-
гается только в области головного мозга и проявляется пос-
редством ментальной деятельности. Оно имеет место повсюду.
Любое действие здорового и, следовательно, свободного чело-
века имеет психическое начало.
Благодаря концепции организмического преодолевается
дихотомия психики и плоти, так как на этом уровне происхо-
дит смычка органической и психической деятельности в цель-
ности сознания. Единство психики и плоти формируется в бес-
сознательном и проявляется на уровне сознательного Я субъ-
екта в виде свободного движения или эмоционального состоя-
ния в данный момент.
Обучаться восприятию собственного тела следует посте-
пенно и терпеливо. Начальная стадия сопряжена с затруднени-
ями в связи с установившейся отчужденностью по отношению к
телу как "дому", который изначально принадлежит человеку.
Посредством осознания своей организмической структуры
можно обрести душевное и физическое здоровье, а также нау-
читься самостоятельно им управлять на благо себе и социуму.
Онтопсихологическое направление освоило данный метод
музыкотерапии, цель которого состоит в постижении души
посредством осознания своего организма. У этого метода есть
свои особенности, отличающие его от всех существующих ныне
школ.
Прежде всего следует отметить, что эта методика приме-
няется не для больных, хроников или умственно отсталых, а
для людей, чье состояние здоровья определяется как нормаль-
ное. Она ставит своей целью сделать жизнь индивида более
результативной, поднять уровень ответственности, воли и
желания жить.
Принципы онтопсихологической музыкотерапии разработаны
онтопсихологической школой. Ключевая концепция строится на
врожденной позитивности духовных основ человека вне зависи-
мости от его воззрений и способа самовыражения. В силу это-
го данная терапия имеет исключительно внутреннюю направлен-
ность, а все внешние изменения возникают уже в результате
ее проведения.
В основе подлинной терапии всегда лежит восстановление
утраченных знании в отношении своего внутреннего мира, но
для достижения этой цели нужно также хорошо понимать собст-
венную плоть.
Методология большинства существующих музыкотерапевти-
ческих школ основывается на различии между аспектом "вос-
приятия" и "активности" в процессе проведения терапии.
Онтопсихологическая школа не разделяет метода пассивного
прослушивания музыки ни в качестве начальной фазы терапии,
ни в качестве пропедевтического этапа, за которым следует
"активная" фаза. Причина такого несогласия заключается в
следующем:
1) Музыкотерапия должна носить деятельный характер и
проявляться в танце, игре или пении. Нельзя находиться в
состоянии статичности, когда речь идет о высвобождении
заторможенной энергии. Особенность онтопсихологической
музыкотерапии состоит в разблокировании психофизической
энергии посредством предмета ее внешнего проявления, то
есть тела. Благодаря осознанию заторможенной части можно
воздействовать на психоэнергетическую структуру, обусловли-
вающую данную блокировку, и изменить ситуацию. В этой связи
музыкотерапия должна характеризоваться творческой актив-
ностью и автономным движением.
2) Если проанализировать жизненный путь великих компо-
зиторов, можно заметить, что в большинстве своем они жили
недолго, страдали от болезней, были фрустрированы или нес-
частны. Онтопсихологическая школа задалась вопросом, может
ли произведение, написанное несчастным, страдающим или ис-
пытывающим глубокое беспокойство человеком, предоставить
другому человеку возможность для позитивного внутреннего
поиска. Мы считаем, что прослушивание отрывков музыкальных
произведений, пусть и великолепных в плане их стилистики,
не способно приблизить человека к самому себе. Есть музыка,
которая доставляет истинное удовольствие, а есть и такая,
что может привести к обострению психического состояния
вплоть до гибели субъекта.
Следует сказать еще об судном аспекте, который разде-
ляют практически все музыкотерапевтические школы: "музыко-
терапия - это общение". Онтопсихологическая школа не сог-
ласна с трактовкой данного определения в общепринятом смыс-
ле.
Неспособность человека к оптимальному общению с внеш-
ней средой представляет собой серьезную проблему для всего
современного человечества. Причем не следует думать, что
это относится исключительно к людям с особыми психическими
или физическими функциональными расстройствами. Изменение
же формы общения не приводит к устранению данной проблемы.
Только объективный самоанализ позволяет обнаружить подлип-
ший ее смысл, который состоит в том, что человек включает
в процесс общения с внешним миром свой внутренний мир.
Даже при условии восприятия своего душевного состояния че-
ловеку трудно проявить себя сообразно своему внутреннему
складу из-за запрета, цензуры, которые в равной степени
наблюдаются на органическом, соматическом уровне и не поз-
воляет стимулу проявиться вовне.
Онтопсихологическая музыкотерапия не направлена на со-
действие процессу общения с внешней средой, с другими
участниками "руины и музыкотерапевтом, так как не в этом
суть решаемой проблемы. Музыка и движение используются с
целью достижения максимальной интровертности, что должно
привести каждого участника к самостоятельному осмыслению
своих глубинных пластов. В результате прогрессивного обуче-
ния такому типу интровертности можно постепенно обрести
способность целостного восприятия себя, что в свою очередь
облегчает понимание других и общение с ними. Только познав
себя, человек способен понять тех, кто его окружает, и сде-
лать выбор в соответствии с ценностными ориентирами.
Музыкотерапия в онтопсихологическом понимании ставит
своей целью достижение организмического восприятия еще нео-
сознанной собственной музыкальности посредством любой формы
музыки, пения, танца или игры на каком-либо инструменте.
С точки зрения методологии следует указать на три пос-
ледовательные фазы процесса.
Первая фаза является наиболее продолжительной и тре-
бует особой тщательности, так как в этот период индивид
приступает к новому способу самоощущения. Эта новизна,
категорически исключающая какое-либо логическое рациональ-
ное суждение, достигается посредством непрерывной и терпе-
ливой работы, направленной на то, чтобы обрести цельность
организмического восприятия. Отправная точка располагается
в зоне диафрагмы (внутри брюшной полости). Однако ее не
следует понимать в буквальном смысле слова, так как речь
идет о зоне восприятия па внутреннем висцеральном уровне,
где сосредоточена перцептивная функция всего организма.
Перцепция висцерального характера в точности соответствует
тому, что происходит с индивидом в данный момент, и именно
она нее следует ориентироваться.
На основе организмического осознания возникает, соз-
дается движение, которое скорее направлено вовнутрь, нежели
вовне. В нем проявляется целостность личности, которая поз-
нает себя благодаря движению. Далее индивид начинает вслу-
шиваться в себя, открывая собственный ритм, собственную му-
зыку. Так рождается движение, в котором отдельные части те-
ла воспринимаются как единство целого. Только по достижении
этого первую фазу можно считать законченной и приступать к
следующей.
Выше говорилось о "психической реальности" как об
энергии, которая должна непрерывно и свободно передвигаться
внутри человеческого организма и иметь выход вовне. Зас-
той этой энергии вызывает различные расстройства. Возможно,
именно по этой причине у многих людей появляется потреб-
ность, пусть и неосознанная, заниматься каким-нибудь видом
спорта ради собственного удовольствия.
Энергия требует действия, причем как психического, так
и физического. Удовольствие, которое человек испытывает
после удачно проделанной работы, равноценно радости, возни-
кающей вследствие активного физического движения.
Цель второй фазы музыкотерапии состоит в том, чтобы
благодаря особому типу целостного движения, найденному во
время первой фазы, дать энергии возможность свободно перед-
вигаться внутри и вовне, избавляясь от статичности, кото-
рая непременно возникает при обычном образе жизни, какой
бы насыщенной она ни была. В результате онтопсихологической
музыкотерапии люди избавляются от многих психосоматических
заболеваний, возникших по причине того, что психическая
энергия оказалась заблокированной. Естественно, что речь
идет о первичном, еще не подкрепленном улучшении состояния
здоровья и для тою, чтобы выздоровление наступило, требует-
ся последующая волевая включенность рационального созна-
тельного Я.
На этой фазе необходимо довериться инстинктивной сво-
боде и не обращаться к рассудку. Все части тела должны пол-
ностью вовлекаться в движение, так как любой запрет или
расчетливость нарушают процесс циркуляции и непоправимым
образом дискредитируют конечные результаты.
Спонтанность движения приносит индивиду большое удо-
вольствие, к которому он естественным образом стремится.
При этом внимание музыкотерапевта сосредоточено на том,
чтобы посредством проявляющейся у индивида инстинктивной
свободы обучить его рациональное Я сознательному восприятию
психического и физического здоровья.
Подлинная цель онтопсихологической музыкотерапии сос-
тоит не в том, чтобы изощряться в совершенстве самого про-
цесса, что может привести к усилению зависимости индивида,
а в достижении им своей предельной функциональности уже
после участия в этом мероприятии. Эффективность музыко-
терапии можно доказать только наличием позитивных резуль-
татов в повседневной деятельности.
Что касается второй фазы музыкотерапии, участвовать в
ней рекомендуется еженедельно или два раза в месяц. В этом
случае имеет место двойной эффект в виде хорошей физической
формы и успешной деятельности.
Третья фаза онтопсихологической музыкотерапии нахо-
дится на более высоком уровне и приступать к ней можно
только после полного усвоения двух предыдущих. Речь идет о
глубокой внутренней работе, которая способна привести чело-
века па качественно новый уровень восприятия, не поддающий-
ся описанию посредством внешних сравнений. Можно лишь ука-
зать па некоторые промежуточные этапы.
Основой всегда служит осознание собственного организ-
ма, возникающее с помощью движения, пения, звучания. По
достижении максимального уровня ощущения тела можно добить-
ся высочайшей степени проникновения, свидетельствующего о
соприкосновении с чистой энергией плоти, после чего насту-
пает возможность приобщения к движению универсальной энер-
гии. Восприятие собственного тела как творца совершенной
музыки, высочайшей гармонии, которую можно переживать на
сознательном уровне, представляет собой огромное наслажде-
ние. сравнимое с моментом собственного возрождения. Му-
зыкотерапию такого уровня может осуществлять только музы-
котерапевт, обладающий чрезвычайно высокой степенью соз-
нания.
Участие в сеансах музыкотерапии третьей фазы не должно
быть многократным. Важно то, чтобы соблюдались определенная
цикличность, а также соответствующие условия, включающие
высокие требования по отношению к членам группы и месту
проведения сеанса.
Следует отметить простоту технических средств, исполь-
зующихся при проведении онтопсихологической музыкотерапии.
Это групповой вид занятий. Группа должна быть однородной
относительно уровня подготовки. Обучение следует проводит",
постепенно, так как в противном случае возникает необходи-
мость в резком отступлении назад. Управление групповой ди-
намикой осуществляется в соответствии с положениями инди-
видуальной и групповой психотерапии, разработанными онто-
психологическим направлением.
Как правило, онтопсихологическая музыкотерапия прово-
дится с использованием ударных инструментов и чаще всего
это двойной комплект "Конга". В качестве в спомогательного
материала можно пользоваться бубном, а также другими инст-
рументами подобного свойства. В случае проведения музыкоте-
рапии высокого порядка иногда в дополнение к ударным ис-
пользуют гитару или синтезатор, но их звучание должно осу-
ществляться в строгом соответствии с основным ритмом, кото-
рый задается ударным инструментом.
Причина выбора ударных инструментов в качестве основ-
ных заключается в том, что их ритмичное звучание обладает
инстинктивным, непосредственным характером и способно
вызвать максимальный отклик со стороны участников, что
объясняется особым "родством" с ритмичностью: человечес-
кому организму свойственно непрерывное равномерное движе-
ние, которое внешне проявляется в ритмичности основных
функций (дыхание, кровообращение), по па деле представляет
собой внутренний психофизический ритм. Таким образом с
помощью адекватного внешнего ритма можно соединиться с
внутренним.
Большинство музыкотерапевтических школ на начальной
стадии также оказывают предпочтение ритму в силу его инс-
тинктивности, непосредственности и используют мелодическое
звучание на следующих этапах, отдавая должное его органи-
зованности, а значит и способности вовлечь в процесс ра-
циональные структуры индивида.
В этой связи следует отметить очень важный аспект,
характеризующий серьезное и принципиальное отличие в под-
ходе к проведению музыкотерапии большинством школ, кото-
рый онтопсихологическая школа не разделяет. Действительно,
ритм полностью овладевает человеком. При повторном и на-
вязчивом характере звучания человек концентрирует свое
внимание на математической точности и рациональности рит-
мических структур, вследствие чего восприятие действует в
отрыве от организма и ритм перестает выполнять необходимую
функцию.
В онтопсихологической музыкотерапии не существует
конкретных предписаний, какие музыкальные инструменты,
формы работы следует использовать, так как намерение осу-
ществить звучание первично по отношению к производящему
его средству.
Огромное внимание уделяется профессиональной подго-
товке музыкотерапевта. От степени его ответственности за-
висит качество музыки, которая будет обращена к участни-
кам. Благодаря своей спонтанности музыкальное звучание
точно отражает состояние музыкотерапевта. В процессе музы-
котерапии осуществляется звуковой трансферт и возникает
серьезная опасность передачи музыкотерапевтом своей проб-
лемы группе, члены которой теряют при этом свою идентич-
ность.
Первое требование, предъявляемое музыкотерапевту,
состоит в том, чтобы он прошел онтопсихологический тренинг
но аутентификации и таким образом имел точное представле-
ние о себе самом. Он также должен получить квалификацию
онтопсихолога. Для осуществления своей работы музыкотера-
певту необходимы природная предрасположенность и особая
музыкальная чувствительность, благодаря которым возникает
способность воспринимать плавность, гармонию и музыку
собственного тела.
Вторым требованием, которому непременно должен отве-
чать специалист в области музыкотерапии, является глубокое
осмысление музыкальности своего тела, что позволяет ощу-
щать звучание чужою организма и провоцировать индивида на
осознание собственного ритма. Способность слышать плоть
дает специалисту возможность предложить присутствующим
свой ритм за основу, которая позволит им перейти к ощуще-
нию и воплощению собственною ритма.
От специалиста по музыкотерапии не требуется безус-
ловного профессионального музыкального образования. Но,
как правило, музыкотерапевт обладает определенными знани-
ями в области культуры и имеет общую музыкальную подготов-
ку.
Музыкотерапевт при условии высокого профессионализма
может проводить сеанс самостоятельно, то есть одновременно
задавать ритм, звучание и следить за имеющей место динами-
кой группы. В обычной ситуации предпочтительнее проводить
занятия совместно с кем-либо из коллег.
В данном описании принципов, основных положений онто-
психологической музыкотерапии, технических средств, ис-
пользуемых для ее проведения, показана лишь внешняя сто-
рона процесса. Но думается, что и этого достаточно, чтобы
пробудить интерес к новому осмыслению, подходу к музыко-
терапии, особенно в том, что касается ее конечных целей.
Музыку и танец всегда соотносили с категорией сакраль-
ности. Проникая в глубь человеческого опыта посредством
звука и движения. можно оказаться в отличном от привычного
понимания диапазоне музыки и танца, который остается лишь
испытать на собственном опыте.
В основе знания лежит процесс исследования, за кото-
рое каждый, если он действительно хочет воплощать наивыс-
шую любовь к себе и миру, несет личную ответственность.
Тело обеспечивает человеку максимальное проявление здесь и
сейчас, поскольку является центром энергетической и функ-
циональной деятельности. Полюбить, познать, понять, почув-
ствовать свою плоть - это первый и непременно оптимальный
шаг.
Тело постоянно прислушивается к жизни. Оно обращено к
чувствам и является непосредственным автором-исполнителем
наших замыслов, желаний, инстинктов. Понимание собственной
плоти ведет к осмыслению глубоких внутренних движений, о
которых человек не имеет представления. Плоть наделена
стремлением жить и часто без ведома человека подводит его
к необходимости быть хозяином собственной жизни и осу-
ществлять личностный рост.
Организмичесая сфера представляет собой субъективную
реальность, которая не поддается ограничению со стороны
каких-либо правил. Она обладает способностью к трансцен-
дентности, но только после того, как испытает всевозможные
способы собственного воплощения.
Онтопсихологическая музыкотерапия способствует соеди-
нению с теми силами, благодаря которым жизнь обретает воз-
можность непрестанного возрождения.
|
|