От семи до одиннадцати. Последний период детства, религиозное чувство.


Говоря о педагогике, не стоит отвлекаться на медицинские вопросы, но очевидно, что здоровая психика всегда базируется на здоровой семантической структуре, а поэтому полноценная психическая функция невозможна без полного упорядочения физиологической основы.
Отметив это, посмотрим, что же происходит в последний период детства, который хронологически мы ограничиваем 7 и 11 годами, и который психологически может охватывать период от 6 до 14-15 лет.
Ошибочно считать, что процесс формирования личности определяется этапами школьного обучения, и, таким образом, зрелость определяется возрастом; студент лицея может обладать совершенно инфантильной психикой.
Этот период характеризуется упорядочением процессов, которые стали проявляться между 4 и 6 годами. Между 4 и 5 были заложены основы личного "я" со стабильной памятью. Появляется социальное супер-"я" как заряд реальности, дающий совершенно новые возможности; его не следует понимать как синоним группы людей.
Как только этот принцип начинает действовать, "я" начинает метаболизировать с интенсивностью, зависящей от силы социального фактора. Нужно 4-6, а иногда и 10 лет, чтобы личность почувствовала себя уверенно в окружающей среде, чтобы у нее появилась свобода движения, рефлексии и поведения. Ребенку было легче сначала узнать себя, потом семью и друзей, потому что было достаточно психоорганического контакта, основанного на личной привязанности. Сейчас для него уже невозможно вникнуть во все многообразие форм социального поведения, во всю многогранность движущих сил, обеспечивающих плюрализм людей, без посредства определенных точек своего организма. Невозможно по двум причинам:
1). Социальное "я" как намерение психики имеет ограниченные параметры применения рационального. Рациональность не является врожденным свойством человека. Она приобретается мнемоническим путем, посредством удержания в памяти решений, найденных для рядов аналогичных проблем, которые вставали перед человечеством с момента его возникновения. Поэтому рациональность не заложена в организме и не передается семантическим полем. Рациональное познание - это действие, совершаемое усилием воли.
2). Не существует человека или группы людей, способных немедленно осуществить универсальную теорию на практике; нет человека, который бы накопил энциклопедические познания на основе собственного опыта (особенно, в современной цивилизации).
Вследствие этого ребенок вынужден обращаться к разным источникам. Он нередко сталкивается с разочарованием, но должен научиться держать удар, если хочет стать хозяином того места, которое занимает в мире. На инстинктивном уровне в освоении социальной среды ему помогает только собственный организм. Импульс социальной среды берет начало от двух инстинктов, одного врожденного и одного приобретенного с помощью привычки. Врожденный инстинкт _ это принцип, по которому каждый стремится к абсолютному утверждению своего "я". Когда истощается поле, полученное от семьи и маленьких групп сверстников, и открывается огромный источник, неизбежно появляется желание обладать им, усилить им свое "я". Этот импульс и продолжает поддерживать его. Другой инстинкт - это детский опыт вознаграждения: познавая себя, личность растет, и этот закон продолжает действовать почти по принципу инерции в положительном смысле. В этом инстинкте сыграло свою роль и родительское честолюбие, которое стимулирует семантическое поле, воздействующее на организм. Это естественное честолюбие среды, в которой растет ребенок. Каждый взрослый во всем хочет максимального; даже если он фрустирован в значительной степени, сам комплекс стимулирует его амбиции. Все это создает импульс, действующий па ребенка и побуждающий его во всем добиваться большего.
Ребенок в этом возрасте может попытаться убежать из дома или найти себе компанию, очень резко отличающуюся от его семьи. Надо расценивать это не как вредное влияние среды, а как часть позитивного процесса роста. Это любопытство, желание найти более короткий путь, чем предлагается, в более короткое время, чем дается, стремление овладеть той властью, которая присутствует на всех ступенях социальной лестницы. В этом возрасте еще не проявляется интерес к сексу, а преобладает стремление к росту и утверждению своего "я" в социальном контексте.
Немедленное приобретение статуса лидера интереса не вызывает. Ребенок доволен тем положением, которое он занимает, и если его излишне не смущать, он вполне позитивно воспринимает свое существование.
В процессе своего развития ребенок сталкивается с концепцией трансцендентального и метафизического - религией. Каждая религия - это рациональная попытка объяснить необъяснимое и построить внешний храм той единственной истине, которая внутри каждой души.
Ребенку трудно проникнуться благоговением к этой силе, присутствие которой он ощущает и в себе, и вокруг себя, и к которой инстинктивно тянется, но у него нет потребности в организованной религии, которую он рассматривает как самоцель, а не' как свидетельство веры.
Социальная среда использует этот врожденный инстинкт поклонения, монополизует его, в каком-то смысле обедняя; ребенок сначала воспринимает это вмешательство как утверждение, затем, не имея твердой позиции для критики социальной среды, он теряет ориентир и пытается найти место в истории для бога, который изначально вне всякой истории,
Чтобы помочь ребенку на этой стадии, надо приступить к серьезной корректировке, причем взаимодействовать с ним как взрослый со взрослым. Ребенок должен сам быть таким, какой он есть, по его поведению можно определить, насколько ему удается вербализовать свои ощущения. Родитель должен постоянно наводить разговор на тему вечного и реального, разрушая мифологизированные символы.
Воспринимать жизнь как игру и быть верным собственному становлению, так, чтобы каждое действие взрослого было не случайным, даже если при этом рискуешь потерять и религию, и детей, и любимого человека, - все это необходимо, чтобы ребенок научился не довольствоваться социальными стереотипами, а получал радость от собственных поступков. Когда взрослый убедится в том, что эта цель достигнута, имеет смысл познакомить ребенка с жизнеописаниями людей, которые через посредство своих идей, которые история донесла до нас, передали нам, где и когда жизнь можно познать до такой степени, что можно будет с полным правом считать себя ее хозяином.