Взглядом Андрея Рублёва


В углу комнаты - Пушкин в привычной позе со скрещенными руками; но какой-то другой, не такой, как на известных портретах. Задумчивый, усталый взгляд, отражающий и титанический творческий труд, свершенный поэтом, и жизненные невзгоды, и невыносимую атмосферу травли, созданную вокруг него аристократической чернью... Автор картины Пашков Валентин Григорьевич поясняет:
- Да, подобных портретов нет. Я всю жизнь не расстаюсь с Пушкиным, перечитываю его произведения, изучаю прижизненные и более поздние его портреты, посмертные маски, рисунки самого поэта. Образ Пушкина сложился во мне. Я ясно представляю Александра Сергеевича в разные периоды его жизни. Портретов Пушкина я написал несколько, а здесь изображен поэт в последние годы его жизни. Только все здесь не покажешь, - и как бы извиняясь, он осматривает 30-метровую комнату, в которой разместилась выставка его работ.
На стенах - немало других портретов: художник Саврасов на фоне картины "Грачи прилетели", Матисс с красными рыбками, Малевич... С картины "Последний срок" в монашеском одеянии смотрит великий русский мастер Андрей Рублев. В пронзительном взгляде - душевная боль. Может быть, он видит неприглядную нашу действительность, жалкое теперешнее состояние русской культуры?
В комнате огромное количество пейзажей. На нескольких картинах ("Калужские мотивы", "Репнинский лес" и др.) - буйные краски осени. Смотришь и как будто вдыхаешь "воздух здоровый, ядреный" с запахами урожая и увядающей листвы. А вот на трех полотнах изображена неяркая русская зима. На всех трех - село Щелканово, и в один и тот же день - сквозь иней и морозную дымку проглядывают очертания храма и нескольких избушек. Но малейшими штрихами, оттенками цвета создается различный настрой, и картины удивительно сильно различаются между собой.
Или картина "Деревня "Ракитня". Вечереет, в окнах зажигаются огни, стихают звуки трудового дня. Кажется ощущаешь запах парного молока и еще неостывшей пыли. Девушка остановилась в задумчивости, неторопливо проходит нежная пара...

Чтобы так писать, видимо, надо глубоко понимать и страстно любить русскую природу и свой народ!
Имеются работы и философского, и бытового, и других жанров. Обо всем не расскажешь. Одно несомненно: Пашков В. Г. - истинно русский художник, неутомимый труженик, беззаветно любящий Русь, ее народ, ее искусство, и многие его картины могли бы украсить и столичную выставку.
Картины - везде: на стенах нет свободного места, на полу по десять и больше в ряд, на полке, на столе, в углах, в проходах... До многих трудно добраться. И мне удалось увидеть едва ли десятую часть находящихся в комнате картин. А ведь в каждую художник вложил и душу свою и большой труд! Помещение явно непригодно для такой выставки. Предвижу, что очень мало сосновоборцев смогут познакомиться с результатами многолетнего труда художника. Спрашиваю:
- А почему бы Вам не выставить Ваши работы в Художественной Галерее или во Дворце культуры?
Валентин Григорьевич заметно мрачнеет:
- Не спрашивайте. Пытался... Спасибо отделу культуры, что хоть об этой выставке сообщили в "Маяке".
Сознаю, что это бестактно, не все же спрашиваю:
- А на какие средства живете?
Пашков безнадежно махнул рукой:
- Так, перебиваюсь... Действительно, почему так? Почему талантливый художник не может выставить свои произведения? Почему он не имеет элементарных условий для работы, стеснен материально? Почему нашему земляку, которым вправе гордиться сосновоборцам, не уделит должного внимания администрация города и его отдел культуры? Неужели среди сосновоборских преуспевающих предпринимателей нет людей, болеющих за русское искусство?


Н. КОЛЧЕВ
Маяк 5марта1994г.

 


Copyright © 2003 Russian artist Valentin Pashkov All rights reserved.