Жил-был художник один…
Зайдя на днях в детскую музыкальную
школу, я увидел на стене триптих
давнего своего знакомого,
сосновоборского художника
Валентина Пашкова.
Виктор Попов, директор школы,
сказал:
- Мы хотели привлечь внимание детей
и их родителей к творчеству этого
интереснейшего художника. Нам
кажется, что эффект восприятия
искусства зависит от дозы. Чем
больше доза, тем рассредоточеннее
восприятие. И наоборот. Это, знаете
ли, как ложечка сахара в чашке кофе.
Одна хорошо, а пять - испортишь кофе.
Я мысленно поаплодировал Виктору
Иосифовичу за этот афоризм,
подумав, однако, а почему бы и
читателю не заглянуть сюда, чтобы
убедиться в справедливости
сказанного.
Уж не знаю, как для кого, но для меня
этого триптиха было мало. И хоть я
знаком с Валентином Пашковым более
двадцати лет, неоднократно видел
его работы, я не смог подавить в
себе соблазна, чтобы тут же не
отправиться к нему в мастерскую.
Я не искусствовед и не живописец. За
свою жизнь много раз бывал в
мастерских художников и
скульпторов. Но то, что я увидел,
превзошло все мои ожидания... Я
говорю не об эстетическом
впечатлении. Оно сложилось у меня
давно. Поразило другое: почему это
богатство не востребовано? Почему
эти произведения, которые могли бы
составить честь и славу любой
художественной галереи, пылятся,
сложенные в штабеля в маленькой
комнатенке общаги? .. Я задал этот
вопрос Валентину. Он удивился.
- Ты что, из-за границы приехал?
- Из-за границы, - ответил я, - из-за
границы между прошлым и будущим...
Валентин включил электрический
чайник, поставил на стол баночку с
дешевыми подушечками и драже, а сам
принялся доставать и показывать
мне свои работы.
Говорить словами о живописи, все
равно, что нюхать розу через
противогаз. Ее нужно видеть!
Говорить же можно лишь о
впечатлении. И не от картин. А от
мироощущения художника, его
философии. Ибо картина, даже самая
посредственная, никогда не
передаст внутреннего мира
художника. Ахматова говорила
Солженицыну: в художественном
произведении должна быть тайна. А у
вас ее нет.
Говорю об этом Пашкову.
- Да, - соглашается он, - Солженицын
замечательный стенографист! - и
продолжает показывать свои работы.
- Постой, - говорю я, - кто это?
-почему-то вспомнив гениальный
портрет Виктора -Эммануила кисти
Гойи. Много лет назад я видел его в
Эрмитаже. Он поразил меня тем, что
глаза мальчика, изображенного на
портрете, неустанно следили за
мной, пока я обходил зал.
- Это наш калужский
писатель-краевед Владимир Маслов.
Что-то неуловимо-знакомое o ни в
чертах лица, нет! - скорее o наоборот
o в лица не общем выражении, как
писал Баратынский, во взгляде
уловил я, как мне показалось, и
только вдогон сообразил: свет души,
излучаемый глазами изображенного
на портрете...
А вот!.. Эта работа меня просто
остановила! И тоже портрет. Написан
пастозно, рельефно,
мозаично-красочно и настолько
экспрессивно, что я чувствую
энергетическую ауру, исходящую и от
самого полотна, этой цветовой
полифонии, и от иссушенной фигуры
старца с лицом скульптора
Коненкова... Это - автопортрет. Ну,
да! - соглашаюсь я, думая о внешнем
несходстве с автором, и почему-то
вспомнив слова Льва Толстого
"Наташа Ростова -это я..."
А Валентин продолжает извлекать
свои работы, и перед моими глазами
проходят знакомые и незнакомые
дома, уголки Москвы, Питера, его
родной Калуги, сельские пейзажи,
написанные в разные времена года и
в разное время суток... Далее идут
портреты. Портреты великих людей
России: Пушкин, целая Пушкиниана!,
Николай Соловьев - драматург,
современник драматурга
Островского, художники Саврасов,
Малевич, Угаров, академик
Александров, портреты простых
крестьян o земляков художника...
То, что Пашков маститый и
самобытный художник у меня не
вызывает никакого сомнения, но 'я
думаю, что мы еще не отошли от
семидесятилетней амнезии, если до
сих пор не замечаем живущего рядом
с нами гения...
И тут нет никакого перебора. Ведь
гений это не только в высшей
степени творчески одаренная
личность, но и согласно
древнеримской мифологии,
дух-покровитель, сопровождающий
человека в течении всей его жизни...
Именно этим духом и наполнены все
работы Пашкова, искра Божья
светится в каждом его мазке. Но
почему я не могу подавить в себе это
чувство безнадежности?..
Человек со светящимся Солнцем в
груди живет рядом с нами, творит для
нас, ради нас, а мы, так равнодушны...
Еще в восемьдесят седьмом году,
получая Нобелевскую премию, Иосиф
Бродский говорил: "Существует
преступление более тяжкое o
пренебрежение книгами, их не
чтение. (То же самое можно сказать и
о живописи - В.Г.) За .преступление
это человек расплачивается всей
своей жизнью;
если же преступление это совершает
нация o она платит за это своей
историей".
Второй День я нахожусь под спудом
давящего сердце груза.
Прости нас, грешников, Россия,
Предавших душу Сатане...
Тысячи картин написал за свою
творческую жизнь художник Валентин
Пашков. Я ни на секунду не
сомневаюсь, что придут такие
времена, когда его произведения
будут выставлены в лучших музеях
страны. Но я очень боюсь, что
живущий сегодня с нами рядом
художник, этого никогда не увидит...
Виктор ТОГО
ТеРа-пресс №9