ТАИНСТВО МЕРЦАЮЩЕГО СВЕТА

В вестибюле мэрии открылась первая персональная выставка сосновоборского художника Валентина Пашкова.

Выставленные работы, которые можно условно включить в «Калужский цикл» — всего лишь крохотная частица созданного им за многие годы. Пашков успешно работает в жанре портрета. Неподражаемы созданные им пейзажи, жанровые сценки из жизни города и села. Знаком художник и с модернистскими направлениями, но все работы этого плана, как правило, лишь упражнения. Как бы то ни было, наш земляк создал собственную мастерскую, в которой вот уже несколько десятилетий изучаеттаинство мерцающего света.

Помнится, лет десять назад им была написана картина—как представляется, в подражание «Лунной ночи на Днепре» Куинджи, где был впервые проявлен мерцающий свет. Картина выставлялась на одной из сборных выставок художников в ДК «Строитель». Затем зрители на выставке ЛИТО «Логос» увидели картину «Земляничная поляна», о которой сказал несколько добрых слов специалист по иконописи Русского музея Лев Мочалов. Но в последние годы лишь узкий круг зрителей мог войти в мастерскую Пашкова и заметить, как далеко продвинулся художник в поисках источника таинственно мерцающего света.

Десятки картин, если смотреть их в определенной последовательности, можно рассматривать, как путь к познанию постоянно исчезающей истины. Мы видим зимний пейзаж, улицу или площадь города, деревенский дом, луге пасущимися домашними животными. И, глядя на особенности пейзажа, вдруг ловишь себя на мысли: а ведь мешают друг другу собранные в мастерской картины. Они — как люди в длинной очереди, где каждый несет в себе свою историю жизни, свои проблемы, беды и радости. Но вот что интересно — многие из картин Пашкова, как люди, становятся приятными собеседниками в общении один на один — без свидетелей.

Конечно, слова «таинственный мерцающий свет» и другие, им подобные, можно воспринимать как элемент украшения текста, но не стоит торопиться. В ряду выставленных в мэрии работ можно легко найти какую-либо, где есть необычные детали. Ствол дерева, к примеру, с виду может показаться «подгипсованным»— выпуклым. На самом деле, это не так. Это, похоже, прием, используемый художником для так называемого усиления эффекта присутствия. Если попытаться мысленно манипулировать подсветкой, забыв о дневном свете, можно вдруг увидеть мысленным взором тот самый мерцающий свет. И тогда зритель вдруг окажется либо в деревенской избе, из окна которой увидит двор, улицу; либо на крыше городского дома. Другими словами, живописные итоги экспериментов поиска источника мерцающего света в картинах Пашкова можно увидеть лишь в том случае, если хорошо развито воображение, либо надо каждую картину демонстрировать в отдельности — с профессионально выполненной подсветкой.

По представленным в мэрии работам трудно составить полное представление о творческих возможностях художника. Картины — как дети, все для автора хороши. И всех хотелось бы вывести в свет— на людей посмотреть и себя показать. Жаль, но гостевых мест маловато. И, наверное, получилось так, что на живописный бал многие из талантливых и умных «детишек» не попали, остались в мастерской.

Если у кого-то из сосновоборцев проявится интерес к творчеству художника после знакомства с выставленными картинами, можно побывать в мастерской Пашкова. Характер у художника непростой, это долгое время и мешало провести персональную выставку. Но гостям он всегда рад.

27.01.2005 Автор: В.Поповичев, городская газета "Маяк"

 


Copyright © 2003 Russian artist Valentin Pashkov All rights reserved.